• Главная
  • О внешней политике России: от И.В. Сталина к В.В. Путину

Новости

О внешней политике России: от И.В. Сталина к В.В. Путину

Увидев громкое название статьи, читатель может задаться вопросом, а находится ли ее автор в таком высоком политическом статусе и осознании проблемы. Поэтому прежде чем изложить свои  мысли по данному вопросу, хочу отметить, что с наследием И. Сталина  хорошо знаком и писал о нем неоднократно.  С Президентом В. Путиным более пяти раз  встречался по  рабочим вопросам и  внимательно изучаю его выступления и деятельность. Поэтому поделюсь некоторыми соображениями по теме.

Внешняя политика любого государства, ее анализ - одна из  важнейших и сложнейших проблем.  Она во многом определяет и выражает суверенитет государства, основной путь  его политического  и социально-экономического    развития, место в мировом сообществе. Направление и динамику, способы достижения и цели в обществе, государстве определяют в конечном итоге люди, наделяемые нами властью, особенно высшей властью. О мудрости и политической воли руководителей государства зависит эффективность власти, ее авторитет в глазах народа.
Исторический анализ  внешней государственной политики нашей страны должен быть учтен сегодня, когда все более осложняется международная обстановка из-за  агрессивной  и циничной политики США и ее союзников, прикрываемой лозунгами "продвижения демократии и ее укрепления", "защиты прав человека", другими  их демагогическими заявлениями и обращениями, в том числе  в разные европейские и мировые организации. На самом деле   суть такой политики достаточно очевидна  и характеризуется хищническими устремлениями указанных выше государств, признающими  себя демократическими и цивилизованными странами, но желающими любыми способами, включая военные акции и не брезгуя террористическими актами, навязать свою волю и угодный  им политический режим для доступа к природным (земля, газ, нефть и т.д.) и иным ресурсам стран, обладающих ими. В  числе таких государств, в первую очередь - Россия, поэтому особое значение приобретает ее эффективная внешняя политика, тем более что США и Европа неслучайно  являются соучастниками революций в России 1917 и 1991 годов.
 Если анализировать внешнюю политику Сталина, то следует отметить, что он как на теоретическом и  политическом, так на  и практическом уровне  умело, убедительно, последовательно и жестко отстаивал интересы СССР и своего народа.  
Одним из ярких примеров, позволяющих понять образ мысли Сталина как руководителя-государственника, является его статья - письмо членам Политбюро "О статье Энгельса "Внешняя политика русского царизма"". В ней Энгельс фактически отождествлял русский царизм с русским государством. Сталин  камня на камне не оставил от энгельсовых обличений России. Он отмечал, что завоевательная политика со всеми ее мерзостями и грязью  вовсе не составляла монополию русских царей  и всякому известно, что "завоевательная политика была также присуща - не в меньшей, если не в большей степени - королям и дипломатам всех стран Европы, в том числе "такие императоры буржуазной формации, как Наполеон, который несмотря на свое нецарское происхождение с успехом практиковал во всей внешней политике и интриги, и обман, и воровство, и лесть, и зверства, и подкупы, и поджоги".
Как говорится, царизм царизмом, но критика русского государства, по мнению Сталина, переходит у Энгельса всякие допустимые границы: "В своем памфлете против русского царизма… Энгельс несколько увлекся и, увлекшись, забыл на минуту о некоторых элементарных, хорошо ему известных вещах". Как правильно отмечают специалисты, "проницательность  Сталина состояла в том, что он нащупал у самого, что ни на есть "интернационалиста" Энгельса, загубленный немецкий национализм с ярко выраженным акцентом".
 Следует особо отметить, что Сталин в качестве своей цели рассматривал построение мощного и влиятельного на международной арене государства. Фактически он воссоздал Российскую империю, возрождая ее былое военно-политическое значение. При этом он опирался не только на свои теоретические познания сущности власти, но и на свой практический опыт борьбы за нее, на свою политическую волю и бесстрашие.  Прав был Наполеон, сказав: "Стадо львов, возглавляемое бараном, проиграет сражение, но стадо баранов, возглавляемое львом, выиграет любое сражение". Отсутствие политической воли и опыта борьбы за верховную власть у наследственного монарха Николая II и  М.Горбачева стали основой развала российского, а затем советского государства.
Сталин даже в неофициальной обстановке оставался жестким политиком, отстаивающий интересы своего государства и давал достойный отпор своим заокеанским коллегам по борьбе с фашизмом. Так,  вначале одного из заседаний Ялтинской конференции в шутливой форме У. Черчилль  сказал Сталину  о своем странном сне, где его назначили руководителем всей  Европы.  Рузвельт, поддержав  шутку, добавил, что его будто бы назначили руководителем всего мира, на что  тут же ярко  отреагировал Сталин: "Я никого из вас на эти должности не назначал".
В своем выступлении "О территориальной целостности Российской Федерации"  на праздновании  15-летнего юбилея  Конституции РФ, проходившей в Ново-Огарево, я напомнил этот случай Президенту В.В. Путину и, шутя,  спросил, назначал ли он кого-либо на эти должности. На что последовал мгновенный ответ Президента: "Не дождутся!".  Такую политику мы наблюдаем и сегодня.
Сталину в борьбе  с гитлеровским фашизмом  помогали США и Англия, и, тем  не менее,   он всегда вел бескомпромиссную жесткую внешнюю политику в отношении указанных стран, поскольку исходил из того, что она является эффективной только в  случае последовательного отстаивания национальных интересов страны. Такие  и иные нюансы внешней политики не учитывают "некоторые наши доморощенные "ученые"  и делают это по различным причинам: по природному скудоумию или по святой простоте своей, а то и по вражескому наущению превратно истолковывают". Ригидность их мышления обуславливается тем, что они были заботливо выращены заокеанскими ультра-либерал-демократами.
Сегодня США и ее союзники даже в борьбе с международным терроризмом в установлении мира и спокойствия отказывают в помощи России. Казалось бы, что должно быть наоборот, но недавно президент США Дж. Байден показал свое субъективное отношение и уровень культуры дипломатического общения с Президентом нашего государства, опустившись до улично-криминального "базара"! Когда такой уровень общения переносится на государственный уровень, то это уже характеризует самого инициатора "обвинения"! Человеческая зависть  не только на бытовом, но  и на государственном уровне в международной политике беспредельна, тем более в вопросах, где наши успехи очевидны. В этом отношении во внешней политике, в отстаивании национальных интересов и международного авторитета российского государства в путинский период следует отметить основные, безусловно положительные моменты:
1. Успехи в борьбе с международным терроризмом на территории, например, Чечни и Сирии, установлении там мира и спокойствия, восстановления разрушенного войной народного хозяйства, социальной инфраструктуры. Укрепление в Сирии государственного суверенитета и ее территориальной целостности, систематической гуманитарной помощи.
2. Обуздание грузинского шовинизма, неоднократно проявленного в отношении Южной Осетии и Абхазии, и жесткий ответ России при агрессии Грузии в виде принуждения агрессора к миру на попытки ущемления ее интересов и международного авторитета. Неслучайно    В. Путин недавно сказал, что “мы можем дать по зубам тем, кто хочет откусить кусок российской территории”.
3. Мирное возвращение  Крыма и Севастополя  на Родину и тем самым  частичное восстановление территориальной целостности РФ и ее международного авторитета. Такая внешняя политика и есть воплощение демократии, в отличие от 1991 года, когда абсолютное большинство граждан проголосовало за сохранение СССР, а государственная власть проигнорировала волю народа, то есть его как источника власти, согласно ст.3 Конституции РФ.
4. Безусловное, хотя  и завистливое признание  "нашими партнерами" успехов России в разработке учеными новых эффективных военных технологий, вооружений, особенно в сфере ядерных ракет стратегического назначения. Результатом роста военной мощи России стало недавнее продление Договора о сокращении стратегических наступательных вооруженных, а также завершение строительства северного газового пути, вопреки  явному противодействию США, что в конечном итоге способствует укреплению стабильности в мире, признания роли и авторитета России в международной политике.
5. Укреплению международного авторитета России заметно способствуют успехи нашей медицинской науки в разработке нескольких видов эффективных вакцин с новыми видами инфекционных болезней, что ныне общепризнано десятками стран, запросивших у России медицинской помощи в борьбе  с коронавирусной  инфекцией. Тут невольно вспоминаешь У. Черчилля, которому английские генералы предложили сократить расходы на науку, культуру и образование, в ответ он спросил их: "А за что тогда воюем?".  Уверен, что нужно всегда помнить этот вопрос и быть готовым ответить на него в полной мере, и самое главное, своей повседневной практической деятельностью.  
6. Демонстративное игнорирование Россией  мелкопакостной заинтересованности США и ее союзников в продвижении и реализации своих корыстных интересов в нашей стране, якобы с целью защиты известных оппозиционеров, желающих раскачать социально-политическую обстановку в стране, в том числе прибегая к экономическим, административным и политическим санкциям в отношении нашего государства и юридических лиц, в лице различных организаций, учреждений,  успешно работающих в военной сфере, а также конкретных государственных чиновников РФ, физических лиц. Рупором такой политики становятся граждане и должностные лица не только иностранных государств,  но и  нашего, претендующих возглавить его. Среди последних из них  - некто Навальный с криминальным прошлым и сегодняшним лизоблюдством своих западных покровителей и пренебрежительно-циничным отношением к участникам Великой Отечественной войны. Имея в виду его и других претендующих на власть, можно уверенно сказать, что количество людей, желающих возглавить наше государство, увеличивается больше поголовья крупного рогатого скота, но от этого говядины никак не прибавляется.
7. Закрепление в Конституции РФ новых норм, направленных на укрепление целостности России, ее территориальной неприкосновенности и примата норм нашего Основного закона над нормами международного права. Ныне в  ст.79 Конституции РФ предусматривается, что "Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации".
8. Для признания международного авторитета России, оценки демократического ее как правового государства существенное значение имеет законодательное закрепление общеизвестного правового принципа "Все равны перед законом и судом". Именно  поэтому в  ст.92.1 Конституции РФ ныне предусматривается, что "Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном ст.93 Конституции Российской Федерации". Надеюсь, что данная норма не станет декларативной  в нашей политической жизни и судебной практике, тем более  есть поучительные примеры международной государственной политики и судебной практики.
9. Закрытие или ограничение деятельности общественных объединений и иностранных информационных каналов, провоцирующих очернение власти, а то и ее свержение, демонстрирующих сцены насилия и разврата, утрату семейных ценностей, признание однополых браков как социальную норму поведения.
10. Заслуживает одобрения правильная и обоснованная кадровая политика  в тех министерствах и ведомствах, которые отвечают за безопасность нашей страны и ее эффективную внешнюю политику. Речь идет, в первую очередь, о министерстве обороны страны Министерстве иностранных дел, внешней разведки.  
Указанные выше положения составляют основу Сталинской и Путинской внешнеполитической деятельности, где явно просматривается сакральность и ответственность власти перед народом. Конечно, в нынешней международной обстановке можно ожидать еще больших успехов от внешней политики Президента России В. Путина, в том числе и на публичном уровне, как это было продемонстрировано в мартовском заочном диалоге Президента России  в ответ на ничем не обоснованный хамский лепет американского президента. В краткой и яркой форме ему было сказано: "Кто как обзывается, тот так и называется".
Более подробно В. Путин объяснил  Дж. Байдену и политической элите США, что они “исторически, со времени создания своей страны путем истребления коренного населения индейцев вели агрессивную политику. До сих пор афроамериканцы  сталкиваются с несправедливостью и истреблением", - заметил Президент России. У нас же, сказал он, “другой генетический и культурно-нравственный код, ориентированный на гуманистические ценности”.
С этим нельзя не согласиться. Однако лично мне, и не только, хотелось бы скорее завершить природно обусловленное   стратегическое терпение русского народа и перейти на санкционную внешнюю политику. При таком желании, конечно, нельзя забывать, какое наследие досталось ему от прежнего Президента. В этих условиях невероятно сложно было поднять нашу внешнюю политику на должный уровень, соответствующую великой стране. Конечно, хочется все сразу, сейчас и здесь, и по-человечески это понятно, но объективные обстоятельства и законы жизни никто не отменял. И если нам трудно на своем пути, значит мы  идем правильной  дорогой к месту, которое называется Внешний мир, и место в нем - России!

Александр ЦАЛИЕВ,
генерал-лейтенант юстиции, Заслуженный юрист РФ, член Президиума Совета судей РФ.