"Инициатива не наказуема: как улучшить качество жизни людей в своих муниципальных образованиях"
Президент РФ В.В. Путин 20 июля 2020 г. подписал Федеральный закон №236-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Федеральный закон опубликован на официальном портале правовой информации 24 июля 2020 г. и вступает в силу с 1 января 2021 г. Этот документ направлен на реализацию поручения Главы нашего государства довести за 3 года долю распределения местных бюджетов с участием населения до 5 процентов. Инициативное проектирование (бюджетирование) заключается в распределении части средств местных бюджетов на основании инициатив жителей муниципальных и под их контролем. С инициативой о внесении инициативного проекта вправе выступить инициативная группа численностью не менее 10 граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления и староста сельского населенного пункта.
Инициативный проект должен содержать следующие сведения:
- описание проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части;
- обоснование предложений по решению указанной проблемы;
- описание ожидаемого результата (ожидаемых результатов) реализации инициативного проекта;
- предварительный расчет необходимых расходов на реализацию инициативного проекта;
- планируемые сроки реализации инициативного проекта;
- сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации данного проекта;
- указание на объем средств местного бюджета в случае, если предполагается использование этих средств на реализацию инициативного проекта, за исключением планируемого объема инициативных платежей;
- указание на территорию муниципального образования или его часть, в границах которой будет реализовываться инициативный проект, в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования;
- иные сведения, предусмотренные нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения и проведения конкурсного отбора инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора устанавливается представительным органом (сходом граждан, осуществляющим полномочия представительного органа) муниципального образования.
В отношении инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов субъекта РФ, требование к составу сведений, которые должны содержать инициативные проекты, порядок рассмотрения инициативных проектов, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора таких инициативных проектов устанавливаются в соответствии с законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта РФ. В этой связи необходимо определить и уполномоченный орган государственной власти в сфере инициативного проектирования (бюджетирования).
Источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в т.ч. с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, предоставляемых в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.
Под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с действующим законодательством РФ юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в местный бюджет (неналоговые доходы) в целях реализации конкретных инициативных проектов.
Реализация инициативных проектов может обеспечиваться также в форме добровольного имущественного и (или) трудового участия заинтересованных лиц.
В целях обеспечения реализации на территории нашей республики с 1 января 2021 г. вышеуказанного Федерального закона Правительству РСО-Алания, Парламенту РСО-Алания и представительным органам муниципальных образований РСО-Алания предстоит большая совместная работа по разработке и принятию уже в этом году всех необходимых нормативных правовых актов.
Геннадий РОДИОНОВ,
полномочный представитель Главы РСО-Алания в Совете муниципальных образований РСО-Алания.