В ногу со временем
Новый 2024–2025 учебный год стартует через несколько дней. Учащиеся общеобразовательных школ Пригородного района вновь сядут за парты, чтобы продолжить грызть гранит науки и добиваться новых вершин в Стране знаний. Какие сегодня созданы условия для получения качественного среднего образования? Каковы цели и планы педагогического сообщества на предстоящий учебный год? Об этом и многом другом мы поговорили с Белой Зурабовной Кокаевой – начальником Управления образования АМС Пригородного района.
Справка. Образовательная система Пригородного района включает 63 образовательных учреждения: 31 общеобразовательную школу, четыре учреждения дополнительного образования детей и 28 дошкольных образовательных организаций. В системе образования района трудятся 2570 человек, из них 1444 – педагогические работники. В новом учебном году за школьные парты сядут более 11163 учащихся.
– Какова готовность образовательных учреждений района к новому учебному году?
– Мы готовы начать очередной учебный год. Сегодня в районе есть все условия для получения качественного образования: совершенствуются учебные программы, внедряются современные информационные технологии, улучшается материально- техническая база.
Образовательные учреждения приведены в соответствие с требованиями органов надзора, приобретается новое технологическое, спортивное и учебное оборудование. Хочу поблагодарить администрацию района, педагогов, руководителей учреждений и родительскую общественность, оказавших посильную помощь в подготовке образовательных учреждений к началу нового учебного года.
В целях реализации мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы РФ "Развитие образования" в районе были капитально отремонтированы 10 общеобразовательных организаций: школы № 1 и № 2 с. Октябрьского, № 1 с. Камбилеевского, с. Майского, № 1 ст. Архонской, № 1 с. Тарского, № 2 с. Гизели, с. Дачного, № 2 с. Ногира, № 3 с. Чермена. В 2024 году в рамках вышеназванной программы был произведен ремонт спортивных залов СОШ с. Дачного и СОШ № 3 с. Чермена, а в рамках федеральной программы "Комплексное развитие сельских территорий" – в СОШ с. Ира.
– А как идут дела в дошкольном образовании?
– Доступность дошкольного образования – одна из наших приоритетных задач и значимый показатель социального климата в районе. Ведется активная работа по созданию дополнительных мест путем открытия новых дошкольных учреждений. На сегодняшний день система дошкольного образования района объединяет 28 муниципальных дошкольных образовательных учреждения.
Общее число детей, охваченных дошкольным образованием, составляет более трех тысяч детей в дошкольных образовательных учреждениях и в группах кратковременного пребывания при школах.
Педагоги-воспитатели внедряют новые программы, технологии, открывают новые формы работы с детьми и родителями, создавая для этого необходимые условия, мотивируя детей на получение результата в своей деятельности.
– Одним из ведущих показателей качества школьного образования является итоговая аттестация. Как с ней справились выпускники этого года?
– Государственная итоговая аттестация 11-х классов района прошла в штатном режиме. По анализу результатов некоторых предметов ЕГЭ могу сказать, что наблюдается незначительная положительная динамика. Так, вырос средний балл по таким предметам, как математика, история, физика. Это радует. Аттестаты особого образца и золотые медали "За особые успехи в учении I степени" получили 14 выпускников 11-х классов, а серебряные медали "За особые успехи в учении II степени" – 20.
– А как в школах идет работа с одаренными детьми?
– Среди наших школьников всегда были и есть дети, обладающие особыми способностями и талантами. Такие ребята являются гордостью школ и района. Одна из общепризнанных форм работы с ними – участие в предметных олимпиадах. Результаты олимпиад, так же, как и государственная итоговая аттестация, являются важнейшим независимым показателем качества образования в конкретной школе и в муниципалитете в целом.
Школьники района ежегодно участвуют в самой главной и престижной Всероссийской олимпиаде школьников. Достижения этой олимпиады являются одним из критериев оценки школ при формировании рейтинга и повышают престиж учебного заведения. В прошедшем учебном году участниками школьного этапа стали 44177, муниципального – 1460 и регионального – 111 учащихся образовательных учреждений.
Итог участия в региональном этапе улучшился по сравнению с прошлым годом – в районе четыре победителя и 10 призеров. Наибольших достижений добились учащиеся МБОУ “СОШ № 2 ст. Архонская” – двое победителей и пять призеров, а ученица 10- го класса Анастасия Халюкова трижды заняла призовые места.
Олимпиада по осетинскому языку и литературе в этом году была внесена в федеральный перечень олимпиад народов России (Северо-Восточная олимпиада по родным языкам). По итогам ее регионального этапа победительницей стала ученица 9-го класса СОШ с. Донгарона Амина Дзигоева, призером – ученица 9-го класса СОШ № 1 с. Гизели Диана Гаджинова.
Впервые в республике проводился "Турнир трех наук" на кубок Главы республики по математике, физике и информатике. Команда нашего района достойно выступила на заключительном этапе и заняла почетное третье место.
– В последние годы система общего образования нашей республики ориентирована на создание профильных классов по разным направлениям. Как отреагировало на эти изменения районное образование?
– Считаю систему профильных классов очень важной и актуальной на сегодняшний день. Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности.
В истекшем 2023–2024 учебном году во всех 30 общеобразовательных учреждениях района продолжили работу предпрофильные, профильные и предпрофессиональные классы. В школах функционировали естественно-научные классы с углубленным изучением химии и биологии (11 предпрофильных и семь профильных); гуманитарные классы с углубленным изучением истории и литературы (шесть профильных и восемь предпрофильных), социально-экономические классы (три предпрофильных и четыре профильных).
На базе СОШ №1 с. Октябрьского и СОШ с. Нижняя Саниба продолжили работу предпрофильные классы психолого-педагогической направленности, а в СОШ № 2 с. Гизели – профильный 11-й класс.
Школы района участвуют в республиканских проектах "Развитие математического образования" (СОШ № 2 ст. Архонской, СОШ с. Михайловского и СОШ № 3 с. Чермена в 7-х классах) и "Инженерный класс" (СОШ с. Михайловского), направленных на формирования у школьников осознанного стремления к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля.
Заметным явлением в системе российского образования стало "Кадетское образование", основными целями деятельности которого является создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению отечеству. Кадетское движение набирает силы и в нашем районе. На базах СОШ № 1 и № 2 ст. Архонской, СОШ № 2 с. Ногира продолжили свою работу кадетские классы (в том числе и казачьей направленности), а с 1 сентября 2023 года на базе СОШ № 1 с. Камбилеевского открыт кадетский класс полицейской направленности. Всего насчитывалось 167 учащихся.
Казаки 11-го класса МБОУ “СОШ № 1 ст. Архонская” приняли участие в окружном этапе Всероссийской военно-патриотической игры "Зарница 2.0", проходившей в г. Гудермесе Чеченской Республики, и заняли 3-е место.
Кадеты МБОУ “СОШ № 1 ст. Архонская” и МБОУ “СОШ № 1 с. Камбилеевское” приняли участие в проведения парада Победы, возглавляемые знаменной группой, состоящей из наших воспитанников.
Три выпускника кадетского класса казачьей направленности МБОУ “СОШ № 1 ст. Архонская” поступили в Московский пограничный институт ФСБ, Саратовский военный институт войск национальной гвардии и Санкт-Петербургский военный институт Росгвардии.
Работа по развитию кадетского движения будет продолжена и в 2024–2025 году – открытием кадетского класса пограничной направленности на базе МБОУ “СОШ № 1 ст. Архонская”. Работа в направлении профильного образования в новом учебном году продолжится. Так, муниципалитет примет участие в проекте "Аграрный класс", откроются два класса на базах МБОУ “СОШ № 1 с. Ногир” и МБОУ “СОШ № 1 ст. Архонская”, В проекте "Курчатовские классы" будет задействована МБОУ “СОШ № 2 с. Ногир”. Также в МБОУ “СОШ № 2 ст. Архонская” начнет свою работу медийный класс.
Повышение качества образования необходимо начать с воспитания. В современной России забыли о проблемах патриотического, духовно-нравственного и трудового воспитания. Возврат к приоритетам воспитания поднимает вопрос не только преобразования образовательного пространства в пространство культуры, но и управление качеством образования через культуру.
– Одним из приоритетных направлений в работе образовательных учреждений района является гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Каких успехов удалось достичь в этом направлении?
– В течение всего периода с момента начала специальной военной операции во всех общеобразовательных учреждениях в соответствии с возрастом учащихся организуются классные часы, беседы, уроки мужества и другие воспитательные мероприятия по данной тематике, куда приглашаются участники специальной военной операции, члены семей погибших героев. Все общеобразовательные учреждения приняли участие в сборе и отправке груза военнослужащим-участникам СВО.
Проводится работа по увековечиванию памяти героев. Практически во всех школах на конец 2023–2024 учебного года открыты стенды военнослужащим – выпускникам школ района, погибшим в ходе СВО, а также ее участникам.
Вся проводимая работа в комплексе служит целям воспитания активных граждан, патриотов России, готовых к труду и созидательной деятельности на благо Родины, в том числе и резкому неприятию идеологии терроризма и экстремизма.
В истекшем году учреждения продолжили реализацию цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном". Это новый формат еженедельного классного часа, на котором ученики могли обсудить с классным руководителем темы, направленные на развитие ценностного отношения школьников к своей родине.
– Что делается в районе для решения проблемы дефицита педагогических кадров?
– С 2022–2023 учебного года педагогическим работникам общеобразовательных организаций была введена надбавка за внеурочную деятельность. Были предусмотрены дополнительные меры стимулирования учителей за статусы в виде ежемесячной денежной выплаты: учитель-методист – 5000 рублей; учитель-наставник – 7000 рублей.
С 2022–2023 учебного года введены надбавки молодым педагогическим работникам: в первый год работы – 70% от базового оклада (ставки); во второй год – 50%.
В целях привлечения в профессию больше талантливой молодежи, поддержки студентов педагогических направлений по инициативе Главы республики Сергея Меняйло будет установлена доплата студентам третьих и старших курсов к заработной плате в размере семи тысяч рублей ежемесячно, если они готовы работать учителями на протяжении трех лет.
– Какие изменения появятся в школах в новом учебном году?
– С сентября 2024 года в школьной программе появятся новые предметы: "Основы безопасности и защиты Родины" – изменения в учебном предмете направлены на решение задач подготовки к военной службе, гражданской обороны и формирования ответственного отношения к защите отечества; "Труд (технология)" – изменения направлены на решение задач по самоопределению и ориентации обучающихся в сферах трудовой деятельности. В 10–11-х классах в рамках внеурочной деятельности вводится курс "Семьеведение".
– Что бы Вы пожелали своим коллегам и учащимся в начале нового учебного года?
– Всех школьников и педагогов района от души поздравляю с началом нового учебного года и желаю больших успехов в учебе и трудовой деятельности! Соблюдая лучшие традиции образования в районе и ответственно реализуя новые начинания, еще раз подчеркну важность стоящих перед учителями задач по воспитанию и образованию молодежи. Не сомневаюсь, что ваш опыт, неравнодушное отношение к труду, детям, помогут в их реализации и достижении наших долгосрочных общенациональных целей.
Тамара ТАУТИЕВА